Сенсорное развитие детей раннего возраста – лучшие средства и методы для познания окружающего мира

Сенсорное развитие детей раннего возраста – лучшие средства и методы для познания окружающего мира

Находясь еще в утробе матери, ребенок реагирует на все события, происходящие извне, и все раздражители по-разному. Смена эмоциональной окраски звуков или громкие шумы заставляют пузожителя вздрагивать и пугаться. Как только кроха появляется на свет, сенсорные способности малыша активируются и начинается долгая работа по познанию своего тела и окружающей реальности.

Что такое сенсорное восприятие?

Сенсорное восприятие – это совокупность принятые представлений о предметах окружающих нас каждый день и их свойствах: цвете, форме, размере, вкусе, запахе. Как только ребенок осознается, он начинает изучать себя и мир посредством тактильных ощущений и визуальных образов, и то, насколько многомерно будет восприятие пространства, зависит только от родителей. Самостоятельно ребенок так или иначе изучит этот мир, но с привитием сенсорной культуры, ему будет проще и интереснее. Специалисты полагают что сенсорное воспитание детей является фундаментом для умственного развития.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения делятся на 5 основных видов:

  • органы слуха;
  • визуальные;
  • вкусовые;
  • осязательные;
  • обоняние или нюх.
виды сенсорных ощущений

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Родители должны понимать, что то, насколько быстро ребенок воспримет сенсорное воспитание, зависит только от его личностных, возрастных особенностей и типа темперамента. Если развитие идет поэтапно и без задержек, то до шести месяцев малыш наблюдает за перемещениями предметов и развивает хватательные навыки. У него появляется интерес к звукам и ярким игрушкам.

С 1 года до 3-х лет ребенок уже имеет понятие о качественных характеристиках окружающих предметов – цвете, размере, вкусе и запахе. В 4 года у него появляется понимание признаков предметов и в это же время он закрепляются в памяти сенсорные эталоны. Малыш начинает чувствовать этот мир через аналитическое восприятие. Поэтому так важно кропотливо заниматься с ребенком и не скупясь проговаривать истины.

Этапы развития сенсорных способностей в младенчестве

Сенсорные способности младенца должны вмещать в себя следующие эталонные знания:

  • основные цвета спектра – 9 названий;
  • пять геометрических фигур – треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал;
  • три размерные величины – маленький, средний, большой;
  • звуки языка, на котором разговаривают родители;
  • четыре вида вкусовых качеств – соленый, сладкий, горький, кислый;
  • два вида температурных определений – холодно, тепло;
  • пять запахов – легкий, тяжелый, горький, сладкий, свежий.

С полутора лет до 2-х, сенсорное развитие детей раннего возраста должно включать в себя:

  • возможность назвать 3-4 цвета;
  • ориентирование в размерах предметов и их величинах и умение собрать и разобрать матрешку (трех размерную);
  • способность правильно собрать 4-6 размерную пирамидку;
  • умение правильно соотносить объемные и плоские фигуры;
  • навыки рисования простых вертикальных и горизонтальных линий.
сенсорика  для детей

Дети в возрасте 2-4-х лет должны уметь:

  • называть до 6 цветов и правильно подбирать их по образцу;
  • знать 3-4 контрастных величин и размеров;
  • уметь собирать и разбирать пирамидку из 6-8 колец разных размеров;
  • уметь различать плоские и объемные предметы и называть их;
  • иметь навыки рисования длинных, коротких, толстых, тонких линий;
  • уметь собрать расформированный объект из 4-х частей.

Задачи сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей ставит перед собой такие цели:

  • формирование правильных эталонных сенсорных понятий;
  • развитие правильных чувственных реакций и восприятия (перцептивных реакций);
  • развитие навыков самостоятельного применения эталонных понятий и правильного реагирования на процессы.

Как развить сенсорные способности?

Начинает развиваться сенсорика для детей с первых тактильных ощущений, и помочь малышу быстрее освоиться можно с помощью следующих практик:

  • фокусирование взгляда на предметах;
  • восприятие образа;
  • слежение за передвижениями предмета;
  • массажи, тактильные ощущения и изучение возможностей тела;
  • стимулирование интереса игрушками;
  • песни, звуки (удары предметами друг о друга);
  • классическая музыка (в течение 5-10 минут);
  • разговор с малышом, проговаривание всех состояний и действий.

Методы развития сенсорных способностей

Сенсорное воспитание детей раннего возраста начинается с:

  • умения различать формы и величины предметов;
  • навыка располагать несколько форм в правильной постановке для получения узора;
  • развития чувства стиля и цвета;
  • освоения навыка вырезания (круглого и прямого);
  • развития творческого потенциала и воображения.
методы развития сенсорных способностей

Средства для развития сенсорных способностей

Сенсорное развитие в раннем возрасте подразумевает усвоение и запечатывание в памяти сенсорных эталонов – общепринятых свойств предметов и их описания. Эталонами выступают: цвет, форма, величина. В качестве средств так же используются дидактические игры и упражнения. Этот вид игр учитывает возрастные особенности ребенка и помогает ему учиться.

Дидактические игры позволяют детям:

  • правильно воспринимать окружающие предметы и их свойства;
  • сравнивать и соотносить сенсорные эталоны;
  • группировать предметы по свойствам;
  • выстраивать чувственное впечатление, исходя из названий предметов и их характерных свойств.

Не менее полезны для развития сенсорного восприятия у детей раннего возраста процессы обучения конструированию или занятие изобразительным искусством. Первое позволяет целенаправленно обследовать игрушки, а второе занятие развивает образное мышление и эстетический вкус. Маленькие дети, в силу возрастных характеристик, быстро переходят от продуктивной деятельности к игре и обратно. Поэтому важно осуществлять обучение в виде интересной, активной деятельности.

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста

Игры по сенсорике подразумевают использование предметов и вовлечение малыша в процесс игры. Учеными доказано, что раннее сенсорное воспитание ребенка положительно влияет на уровень его интеллекта и во много раз повышает качество умственного развития. Поэтому начинать развивать сенсорику необходимо с раннего детства, а проще всего это делать посредством игры.

Игры на сенсорное развитие для детей от 1 года до 2-х лет:

  1. Расставьте перед ребенком предметы разной формы, цвета, текстуры и попросите его отсортировать их по форме или цвету.
  2. Наглядно улыбнувшись покажите ребенку как выглядит добрый человек и проговорите слово «добрый». А после сделайте злую гримасу и объясните, что это называется – «злой». Попросите малыша повторить мимику и назвать качественную характеристику.
  3. Положите в непрозрачный пакет несколько знакомых малышу фруктов и овощей различной формы, цвета и текстуры. Попросите ребенка запустить руку в пакет и поочередно называть фрукты, попадающие ему в руку. После описания малыш должен достать предмет и убедиться в правильности своего ответа.

Игры на развитие сенсорики для детей от 2-х до 4-х лет:

  1. Покажите ребенку как правильно собирать несложный пазл и попросите малыша повторить за вами. Постарайтесь помогать ему лишь словами, все действия доверяя ребенку.
  2. Развивайте ассоциативные навыки ребенка. Для этого необходимо назвать слово, а после перечислить несколько ассоциативно привязанных к нему слов и попросить малыша проделать такое же действие. Например: зима (снег, мороз), лето (жара, солнце).
  3. Наполните несколько непрозрачных мешочков попарно различными крупами и предложите малышу рассортировать на ощупь предметы, найдя для них соответствующую пару с одинаковым содержанием.

Сенсорика для детей своими руками

Развитие психомоторики и сенсорных процессов может осуществляться при помощи игр, сделанных своими руками:

  1. Многофункциональная доска из дерева. Вариантов развития событий на такой доске огромное множество. Самая простая, легкая и интересная игра – «Крестики-нолики».
  2. сенсорика для детей своими руками
  3. Планшет «Геометрик». Очень интересная, развивающая воображение, игрушка. С помощью доски и резиночек можно создавать необычные рисунки и параллельно развивать мелкую моторику, логику.
  4. сенсорное восприятие
  5. Вышивка шнурками. Сенсорное развитие детей раннего возраста осуществляется посредством игры с деревянным планшетом, на котором ребенок самостоятельно с помощью шнурков вышивает узор.
сенсорное воспитание

Диагностика сенсорных способностей

Сенсорные способности диагностируются тестами для измерения степени восприятия ощущений и особенностей сенсорной психики. Показателями для измерения выступают: чувствительность, острота зрения, восприятие глубины цвета и умение различать цвета, острота слуха, тембр голоса, частоты звука и шумовой фон. Каждый показатель определяется при помощи специализированного теста.

Сенсорное развитие детей раннего возраста проводится по следующим тестам:

  • тест проверки зрения;
  • тест проверки слуха;
  • таблица Снеллена;
  • метод Орто-Рейтера;
  • тест музыкальной одаренности (Сишора).
 
Статьи по теме:
Как научить ребенка говорить – 4 лучших метода
О том, как научить ребенка говорить, родители начинают задумываться, когда в семье рождается малыш. В современном мире существует масса методик по формированию связной речи, но есть самые эффективные.
Мелкая моторика – для чего как ее развивать у детей?
Мелкая моторика – навык, необходимый каждому человеку, как для выполнения повседневных задач, так и для профессиональной деятельности. Важно развивать ее, начиная с самого раннего детства. Для этого существуют специальные игры, массаж и упражнения.
Как развить память у ребенка любого возраста – 3 лучших метода
Родителям важно знать, как развить память у ребенка, чтобы дать малышу правильный старт на долгий жизненный путь. Только умея запоминать важные вещи и расставлять приоритеты, дитя может формировать в голове знания и жить в гармонии с собой.
Во сколько дети начинают говорить, и можно ли ускорить этот процесс?
Вопрос - во сколько дети начинают говорить, волнует каждого родителя в определенный период жизни малыша. Только рождаясь, новый человек учится издавать звуки, но полноценные слова он выговаривает намного позже и происходит это всегда неожиданно.
 
 
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите: Ctrl + Enter Система Orphus© Orphus
Вакансии | Рекламодателям | Контакты
Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник